Особенности психологии труда на промышленном производстве

Глава 2. ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ Я ЛЮБЛЮ

 

довольно высокий коэффициент. Все же остальные профессии, особенно регулировочные, требуют, на наш взгляд, испытания специальных способностей. Но в принципе даже столь высокая цифра, как 0,85, тоже не отрицает этого. Профотбор покажет некоторым монтажникам недостаточное развитие у них специальных способностей, необходимых для успешной специализации, и совсем не исключено, что эти люди смогут найти себя в профессии регулировщика.

Упражняемость может снизить, но не в состоянии снять индивидуальные различия. «Каким бы ни было влияние упражнения на величину индивидуальных различий,— говорят Д. Тифин и Э. Мак Кормик,— представляется ясным, что обучение редко изменяет относительное положение индивидов в их способности выполнять какую-либо работу... Ни одно промышленное предприятие, поэтому, не должно ожидать от своей программы профессионального обучения дать всем рабочим одинаково высокий уровень эффективного выполнения работы, если рабочие не будут вначале отобраны с учетом их возможностей достижения этого высокого уровня».

Более того, как свидетельствуют те же авторы, упражнение может оставить индивидуально-психологические различия без изменений и даже повысить их?! В исследовании кетелыциц проводилось также сравнение двух групп рабочих с профессиональным стажем до 1 мес включительно и со стажем 2 г. и более. Рабочие первой группы мало отличались друг от друга по своим производственным показателям (коэффициент вариации — 100) тогда у рабочих второй группы такие различия были весьма существенны (коэффициент вариации — 225).

Резюмируя, можно сказать, что упражняемость в промышленности хотя и играет в целом ряде случаев важную роль, но имеет определенные пределы. Различные профессии хотя и предоставляют различные возможности для упражнения, тем не менее для многих из них в большей или меньшей степени психологический отбор следует считать актуальным.

Вместе с тем существует мнение, что при соответствующих методах обучения можно добиться определенного уровня успешности у каждого человека, выбравшего одну из массовых профессий. Но и здесь следует возразить. Ведь и общество, и сама личность многое теряют от того, что работа осуществляется с определенным, а не высоким или максимальным уровнем успешности. Потери начинаются уже с профессионального обучения, где на людей с недостаточной профессиональной пригодностью затрачивается гораздо больше времени и материальных средств. Затем эти люди работают менее производительно, испытывая, вполне естественно, неудовлетворенность результатами своей трудовой деятельности. В итоге либо постоянное переживание «профессиональной неполноценности», либо перемена профессии. Благо, если человек «найдет себя» со второй попытки. А если нет?

 

 

Сравнительные данные уровня текучести, производственных показателей и стоимости профессионального обучения швей, проходивших и не проходивших испытания специальных способностей (две сопоставимые группы, работающие на одном и том же предприятии), представлены на рис. 4. Различия, мы видим, весьма существенны. Добавим только, что производственные показатели рабочих, отобранных в результате специальных испытаний, выше, согласно этим данным, примерно на 26,6%!

Оглавление