Особенности психологии труда на промышленном производстве

Глава 2. ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ Я ЛЮБЛЮ

 

Если посмотреть на результаты этого исследования в несколько иной плоскости, то можно сказать, что компенсация осуществляется как в той, так и другой группе. В зависимости от критериев успешности работы, принятых за исходные, в одном случае мы сделаем заключение о том, что инертные ткачихи компенсируют свою малоподвижность умением предвидеть, планировать и осуществлять профилактические работы. А в другом случае мы скажем, что подвижные ткачихи, компенсируя недостаточно развитое умение предвидеть и не допускать многие неполадки, стараются работать быстрее в случае их возникновения.

В другом исследовании, где также изучались особенности профессиональной деятельности ткача, особо подчеркивается большая важность умения планировать свой труд. Для передовых ткачих характерна, по данным автора, высокая организованность как на работе, так и дома. Отстающие же ткачихи отличаются общей неорганизованностью, неумением предвидеть ход процесса и в связи с этим не могут спланировать свою деятельность; рабочее место у них всегда в беспорядке. Они жалуются на то, что не успевают ни дома, ни на работе. Отсюда вполне естественно их стремление компенсировать отставание высокой скоростью. Исходя из этого исследования, можно заключить, что скорее подвижные, чем инертные, ткачихи прибегают к компенсации недостаточно развитых качеств.

Умение планировать, рационально организовывать свою деятельность, осуществлять операции профилактического характера не является прерогативой профессии ткача. Это качество необходимо в той или иной степени в каждой профессии. А скорость работы? И она, конечно, тоже необходима. Чем быстрее, при прочих равных условиях, работает человек, тем больше он производит. Поэтому наиболее оптимальный варрант высокая степень развития того и другого качества.

Явление компенсации следует обязательно учитывать в практической деятельности. Человек может компенсировать отдельные качества личности, причем с тем большей вероятностью, чем более упорно и настойчиво он к этому стремится. «Можно представить себе,— говорит Ф. Р. Дунаевский,— что человек имеет ряд свойств, необходимых для некоей профессии, но в одном из необходимых свойств слаб. Какого приговора может ожидать такой человек? Казалось бы, если необходимого для профессии свойства у него нет, то о пригодности его не может быть и речи. И во многих случаях это может быть действительно будет правильно. Но может быть также случай, когда это будет жестоко неправильно. Ибо бывают случаи, когда недостающие качества заменяются другими качествами, если человеку удается такие другие качества в себе найти и соответственно приспособить самый процесс работы. И недостающие качества могут вырабатываться упорными и долгими усилиями, если у человека находится способность такие упорные усилия приложить».

Но, к сожалению, в целом ряде случаев не помогают и упорные усилия. Компенсация также имеет свои пределы. И если неумение планировать свою деятельность в профессии ткача еще можно компенсировать скоростью, то в профессии раскройщика это вряд ли получится.

Все сказанное не означает, однако, что для каждого человека имеется всего лишь одна или несколько профессий, в которых только и возможен успех. Таких профессий много, и личность, безусловно, найдет целый ряд возможных выборов. Все сказанное означает, что для человека, выбирающего профессию, крайне необходима научная помощь. Психолог-консультант в школе и психолог предприятия должны помочь ему своими советами выбрать профессию, которую он будет любить всю свою жизнь.

 

Измерение способностей

Оглавление