Особенности психологии труда на промышленном производстве

ОТ АВТОРА

 

«Производительность труда, это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя»,— указывал В.И. Ленин в первые годы существования Советского государства1. Следуя заветам В. И. Ленина, Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание повышению производительности труда как решающей предпосылке укрепления мощи нашей страны, роста благосостояния трудящихся и выполнения задачи огромной исторической важности — построения коммунистического общества.

«Для того, чтобы успешно решать многообразные экономические и социальные задачи, стоящие перед страной,— подчеркивалось на XXV съезде КПСС,— нет другого пути, кроме быстрого роста производительности труда, резкого повышения эффективности всего общественного производства»2.

Работники промышленных предприятий, научных учреждений заняты постоянным поиском резервов повышения эффективности и качества трудовой деятельности рабочих. Много возможностей открывается на этом пути. Одну из них предоставляет психология.

С каждым годом все более возрастает роль психологической науки в различных сферах практической деятельности человека. Промышленность, эта важнейшая отрасль народного хозяйства, также испытывает на себе ее благотворное влияние. Но, к сожалению, психология еще не играет в промышленности роли, соответствующей ее значительным возможностям. Не на всех предприятиях осознается важность психологических рекомендаций. На многих фабриках и заводах ценные находки психологии реализуются не в полной мере.

В последнее время большое внимание уделяется социально-психологическому направлению. Но в то же время далеко не везде и не всегда решаются такие традиционные и столь важные для производства проблемы, как рационализация режима труда и отдыха, организация профессионального отбора рабочих И уж совсем странно, что мало используется богатый опыт психологии в повышении эффективности профессионального обучения.

Думается, что многое здесь зависит от самих психологов, от квалифицированной и искусной организации психологической службы на промышленных предприятиях. Вместе с тем немалую роль в этом играют и работники предприятий, без дружеского и активного сотрудничества которых психология вряд ли добьется значительных успехов.

Основную задачу книги автор видит в ознакомлении инженерно-технических и руководящих работников промышленности с широкими возможностями психологии, с особенностями реализации психологических рекомендаций в условиях производства Книга может также оказаться полезной психологам, работающим на промышленных предприятиях, студентам, специализирующимся в психологии, и студентам технических вузов.

Первое издание книги вышло в 1974 г. За прошедшее с этого момента время появилось много новых исследований. Наиболее интересные из них по своей практической направленности включены в настоящее издание, которое существенно переработано в структурном плане — уменьшено количество глав за счет более компактного < использования материала, относящегося к определенной тематике. По содержанию наибольшие изменения и дополнения внесены в разделы книги, посвященные общей психологии, психологии профессий и психологическим особенностям работы руководителя производственного коллектива.

Отзывы о книге, замечания и пожелания просим направлять по адресу. 252601, Киев, 1, ГСП, Крещатик, 5, издательство «Техшка».

 

[1]2
Оглавление