Особенности психологии труда на промышленном производстве

Глава 4. конструктор и психология

История знает много выдающихся открытий. Особенно богат ими XX век. Человечество поражается достижениями физики, техники, медицины. Все больше интригуют находки и обещания биологии. У психологии же иная судьба. Многие ее глубокие проникновения, блестящие идеи не захватывают воображения широкой общественности. Одно из объяснений этому следует, по-видимому, искать в кажущейся простоте и очевидности предлагаемых рекомендаций.

Долгое время человечество оперировало инструментом, техническими устройствами, неудобными для пользования, забиравшими массу излишней энергии, создававшими травмоопасные ситуации. И вот сравнительно недавно появилась идея, сейчас даже трудно назвать имя ее инициатора, учитывать анатомические и психологические особенности человека при конструировании техники. Ее реализация существенно облегчает труд человека, экономит большие материальные средства. И как-то ускользает из сознания величие этой идеи по сравнению, например, с запуском космического корабля, в котором, между тем, реализовано много пожеланий инженерной психологии.

Формирование инженерной психологии как отдельной отрасли было обусловлено ростом сложности и скоростей военной техники, особенно авиации и радарных установок, в период второй мировой войны. Затем все большее распространение стали получать системы дистанционного управления в промышленности и на транспорте. При этом оказалось, что создание благоприятных условий труда оператора, работающего за пультом управления, во многом зависит от усилий инженерных психологов.

Работы инженерных психологов направлены в основном на психологическую рационализацию систем контроля и управления различными производственными процессами Вместе с тем накопленные сведения об общих принципах и приемах конструирования успешно используются при создании машин, механизмов, оборудования, инструмента, приспособлений, рабочих мест. Вопросы конструирования промышленной техники получают и самостоятельное изучение в системе инженерной психологии. «Инженерно-психологические исследования,— пишет известный советский психолог Б. Ф. Ломов,— необходимы всюду, где речь идет о создании тех или иных устройств, рассчитанных на восприятие, представление, мышление человека, на его действия. Вопросы инженерной психологии неизбежно возникают при разработке средств коммуникации, телевизионных систем, исследовательских приборов, при проектировании кинотеатров, заводских цехов, при оформлении автомобильных трасс и т. д. Достижения инженерной психологии могут и должны быть использованы во всех областях народного хозяйства». Справедливость этого высказывания не вызывает никаких сомнений. Сейчас уже конструктор не может эффективно решать возникающие перед ним задачи без учета требований инженерной психологии. Эти требования должны приниматься во внимание при проектировании любых устройств, от космического корабля и самолета до кухонного оборудования.

Наряду с данными о психических особенностях конструктору необходимы и другие сведения о человеке. Это привело к созданию монографий, справочников, специальных учебных курсов, в которых собраны практические рекомендации различных наук, изучающих человека. Такие публикации и курсы получают название «Эргономика» и включают требования к проектированию, найденные в анатомии и антропометрии, физиологии и биомеханике, в токсикологии и других науках. Сюда же составной частью входят рекомендации инженерной психологии.

Инженерная психология накопила большое количество ценных рекомендаций по конструированию технических устройств. С каждым годом все возрастает число публикаций, справочников, призванных оказать действенную помощь конструктору. В связи с этим нет необходимости (да и возможности в рамках настоящей книги) останавливаться на всех известных инженерно-психологических исследованиях. Представляется целесообразным, указав на основные разделы инженерной психологии, рассмотреть в каждом из них наиболее типичные и интересные находки.

[1]234
Оглавление